Мои публикации

Просмотреть

Отрывки из моей книги с обсуждением всеми желающими.

3.1.1. Общие сведения о форуме

от Юрий Николаевич Белоножкин -

В этом вопросе вы освоите компетенцию 3.1. Знание общих сведений о форуме

Требуемые компетенции: представление общих сведений о Moodle, знание общих настроек курса, знание типовых настроек элементов и ресурсов.

 

Критики обучения с применением дистанционных технологий часто говорят об отсутствии «химии» живого общения между участниками. Критиков можно понять. Действительно, в онлайн нет запахов, прикосновений, зрение ограничено размером экрана. Нельзя в онлайн ощутить вкус. Качество видео, освещения и звука может сильно отличаться от реальности в худшую сторону, особенно у любителей и новичков. Необходимость правильного применения технологий добавляет психическую нагрузку и отвлекает учителя от основной задачи — учить. Все это так. Но критики часто не замечают и плюсы обучения с применением дистанционных технологий. Например, дистанционно получение обратной связи в обучении часто происходит быстрее, задать вопрос и получить ответ можно гораздо проще, из любого места и в удобное время. Не только в ходе занятий по расписаний, но и вне расписания. Moodle обладает широкими возможностями для обратной связи с гибким расписанием и одной из таких возможностей является элемент под названием «Форум», которым, на мой взгляд, должен овладеть каждый учитель, чтобы повысить уровень своей «химии» общения так, чтобы результат обучения был не хуже, чем в оффлайн и при этом все успевать в рабочее время.

Название «форум» основано на известной с древних времен традиции вести дискуссии. Оно так и переводится — место для дискуссий. Только в Moodle для дискуссии не надо собираться в одно время. Каждый участник может участвовать в форуме Moodle тогда, когда сочтет это нужным, асинхронно.

С методической точки зрения форум важен для получения ответов на неясные для учеников вопросов, для закрепления ими изученного материала. Также полезен форум для практического применения полученных знаний в ходе проведения деловых игр, изучения кейсов. Дело в том, как и в древние времена, каждый участник дискуссии может получать обратную связь от учителя в виде оценок, а не только при помощи комментариев. Оценки за участие в дискуссии можно получать не только от учителя, но и от других участников. Эти правила определяет учитель. Участие в форуме возможно, как индивидуально, так и в составе групп. Оценки за высказывания в форуме также могут быть индивидуальными и групповыми. Это позволяет осуществлять состязания между группами в обучении.

Главный идеолог Moodle Мартин Доугиамас при разработке Moodle изначально исходил из педагогического подхода социального конструкционизма, который реализован в первую очередь за счет использования форума. С содержанием этого подхода можно легко ознакомиться в сети, но важно подчеркнуть, что сам по себе форум не принесет пользы до тех пор, пока у учеников не появится потребность в его использовании. Каковы же условия появления такой потребности?

Потребность в форуме может быть реализована:

1. Поощрением ученика за вопросы.

2. Поощрением ученика за ответы на вопросы других учеников.

3. Своевременностью ответа педагога на вопросы учеников.

4. Качеством инструкций по работе с форумом.

5. Созданием в каждом курсе форума для начального знакомства учеников в курсе. Такой форум не является учебным элементом, но зато создает благоприятный психологический микроклимат и позволяет быстрее освоить использование форума в дальнейшем каждым учеником не хуже, чем использование публичных мессенджеров.

Шкала оценки за участие ученика назначается педагогом с учетом веса, значимости форума в итоговой оценке курса и должна создавать дополнительную учебную мотивацию в курсе. При этом характерной ошибкой многих педагогов является то, ученики не знают политику оценивания в курсе до начала обучения. Еще более конфузящей для учеников ситуацией является периодическая корректировка педагогом политики оценивания, что вызывает разочарование у учеников, их недоверие к педагогу и изнуряющие выяснения отношения с участием и учеников, и родителей. Поэтому шкала оценивания должна быть настроена один раз до начала обучения.

Как узнать, что в форуме Moodle появились новые сообщения? Один из вариантов — это копия сообщений форума на электронную почту. Все сообщения форума могут дублироваться в электронной почте участника на его усмотрение курса одним из двух вариантов:

1. Дайджест, который включает все сообщения за прошедшие сутки в одном письме. При этом дайджест может быть как полным (с показом текстом всех сообщений во всех форумах, всех курсов, на который записан участник) или кратким (с показом только заголовков сообщений в форумах).

2. Сообщение на email по каждой публикации в форуме. Такой вариант предпочтителен, когда требуется повысить оперативность реагирования на публикации в форуме. Но в этом случае нужно быть готовым к тому, что почтовый ящик пользователя начнет стремительно наполняться письмами.

Очень хорошо, что вариант уведомлений из форума Moodle выбирает каждый участник курса по своему усмотрению. Задача администрации состоит в том, чтобы научить всех пользователей этому выбору при помощи инструкций, а задачей педагога является доведение этих инструкций до начала обучения ученикам. К сожалению, эта задача редко решается, и пользователи об этих функциях ничего не знают. Из-за этого наиболее часто слышны жалобы, что в почтовый ящик поступают десятки писем в день. Далее я дам вам эти инструкции.

Многие учителя активно используют мессенджеры для учебного взаимодействия и консультирования учеников. Некоторые коллеги утверждают, что мессенджеры гораздо лучше, чем форумы. Главный аргумент состоит в том, что большинство учеников активно используют мессенджеры и учителю нужно использовать то, что удобно ученикам. Действительно, недостатки форума по сравнению с мессенджерами типа Телеграмм, WhatsApp и Facebook есть. Они таковы:

1. Уведомление о новом сообщении в мессенджерах ученикам поступает моментально после публикации. В форуме оно существенно медленнее. По умолчанию интервал времени от момента размещения сообщения до начала рассылки на email равно 30 минутам.

2. У многих учеников уже есть опыт общения в социальных сетях и мессенджерах и им поначалу кажется технически и психологически неудобным общаться в форумах как новой для них среде.

Но по требованиям законодательства все персональные данные необходимо хранить только на территории страны. А все популярные мессенджеры размещаются на зарубежных серверах. Вам хочется нарушать законы? Но и это не все. В публичных мессенджерах нет учебной аналитики, нет автоматической привязки к журналу успеваемости за участие в обсуждениях. Очень слабо работает поиск и структурирование по темам. Возникает логичный вопрос: можно ли как-то объединить мощный функционал Moodle к оперативности и легкости мессенджеров?

Я считаю, что это будет не просто, но попытаться можно. Первое, что я рекомендую сделать администратору Moodle так это уменьшить в настройках Moodle время рассылки уведомлений до одной минуты вместо 30 минут по умолчанию. Это позволит в несколько раз сократить время обмена сообщениями. На этом его работа заканчивается и начинается работа учителя.

Если посмотреть внимательно, то у форума есть значительные преимущества по сравнению с мессенджерами. Особенно для учителя. Рассмотрим их подробнее.

1. В первую очередь это учебная аналитика. Педагогу не потребуется тратить время на выставление оценок в журнал за участие в форумах вручную, а ученик моментально увидит свою оценку в журнале за участие в форуме. Более того, повторюсь, в публичных мессенджерах нет вообще никакой аналитики, так все данных находятся на серверах, недоступных образовательной организации и учителю. Если вам такая аналитика не интересна, то можете пользоваться тем, что пожелаете.

2. Тот факт, что эти сервера находятся за пределами страны, напрямую говорит о нарушении закона о защите персональных данных. А платформа Moodle будет размещаться на сервере той страны, которую выберет администратор Moodle. Если вы репетитор, то скорее всего это проблема вас не касается. Хотя в своей рекламе можете обратить внимание родителей, что вы эту проблему решили за счет Moodle.

3. Но и это еще не все преимущества, точнее, уникальные возможности, которых нет в мессенджерах. Форум в Moodle показывает не только факт сообщения участника дискуссии, но адресность ответа в обсуждениях в форме древовидного формата. Что это такое — древовидный формат? Это такой формат, в которому всегда видно, кто кому отвечал и как в обсуждении возникают разные ответвления от начальной темы. В мессенджерах такого формата нет или они ограничены. 

4. Форум в Moodle позволяет задавать временные рамки (дедлайны), например, для выполнения кейсов, деловых игр и т.д. В мессенджерах этой функции также нет. Обмен сообщениями может длиться бесконечно.

5. Учебная аналитика в форумах Moodle позволяет на лету строить социальные графы, показывающие динамику социального взаимодействия по различным темам и между различными участниками. Это больше интересно в тех случаях, когда вы обучаете большие классы. Для репетитора это не нужно.

6. Форумы в Moodle позволяют измерять уровни освоения компетенций в специальных отчетах, доступных в том числе ученику и методисту. В России измерение компетенций не востребовано, но зато активно используется за рубежом. Вкратце отмечу, что такие измерения позволяют ученику лучше видеть свой прогресс и что от него требуется.

7. Для участия в форуме не потребуется создание дополнительной учетной записи, если ученик зарегистрирован в курсе. В мессенджерах необходимо создавать отдельные учетные записи.

Таким образом, есть все основания полагать, что для педагога эффективнее использовать именно форумы, а не распылять свои усилия в мессенджерах. Для работы с форумами нужны знания, и я их вам дам в следующих вопросах этой темы. В среднем время освоения порядка работы с форумом составляет 20 минут в режиме самообучения или 7 минут в режиме обучения с моей стороны.

всего слов - 1406

Теги: